Древнее прошлое Солонешенского района

Гунно-сарматское время и эпоха средневековья

После поражения пазырыкцев и постепенного угасания их блестящей культуры Горный Алтай все более заселяется монголоидными племенами, смешивающимися с местным населением. Так появилась булан-кобинская культура (I в. до н. э. - V в. н. э.). Она отличалась погребальным обрядом, инвентарем и керамикой, хотя обычай хоронить в каменных ящиках с лошадью, вероятно, был заимствован ими у каракобинцев и собственно пазырыкцев. В это время железо (довольно широко применявшееся для изготовления боевых мечей, кинжалов и ножей уже в VI в. до н. э.) полностью заменяет бронзу. Появляются луки нового типа с костяными накладками, прототипы современных пряжек с подвижным язычком и другие изделия (рис. 13, 5, 12). В V—VI вв. н. э. тюрками распространяется сделанное на востоке важное усовершенствование конского снаряжения - стремена (рис. 13, 12, 13). Появившаяся возможность более уверенно держаться и привставать в седле не только существенно облегчила езду на лошади, но и повлияла на приемы боя, позволив, в частности, кавалеристам наносить более мощные удары мечами, палашами и саблями. Захоронения начала I тысячелетия до н. э. в Солонешенском районе пока не исследовались. Вероятно, здесь проживали племена, родственные выявленным по Чарышу. Как и в пазырыкское время, здесь со стороны головы погребенного у курганов иногда устанавливалась каменная стела. Однако размеры курганов становятся намного меньше (2-3 м в диаметре), костяки лежат вытянуто на спине в неглубоких ямках (20-30 см), керамика отсутствует. Несомненный интерес вызывает обычай пришедших сюда скотоводов хоронить умершего на пазырыкском кургане или рядом, что, возможно, было вызвано их стремлением доказать свою связь с прежними обитателями, а соответственно, и право на владение территориями. В VI—VIII вв. н. э. Алтай заселяется древними тюрками, создавшими самую огромную по тем временам державу от Маньчжурии на востоке до Черного моря на западе, с первоначальным центром в Монголии. Даже Китаю приходилось платить тюркам дань и выдавать за их каганов принцесс. Важным условием успешных завоеваний было умение тюрок в большом количестве добывать железо и делать из него прекрасные чешуйчатые доспехи. Несмотря на их высокую стоимость, знатные воины могли приобретать такие доспехи для себя и своих боевых коней (рис. 13, //). После разгрома Второго тюркского каганата в 744 г. господство в Центральной Азии перешло сначала к Уйгурскому каганату (745-840 гг. н. э.), а затем на два века — к Кыргызскому каганату. Однако, несмотря на все эти изменения, проявившиеся и на прилегающей равнинной части Алтая, в горах древнетюркская культура законсервировалась и просуществовала почти шесть веков — до XII в. н. э. Поселения тюрок пока не исследовались, но нет сомнений, что хозяйство этих скотоводов практически ничем не отличалось от пазырыкского. Различия, пожалуй, заключались в более высоком уровне железоделательного производства, а также в преобладании металлической посуды над керамической. К памятникам древнетюркской культуры в Солонешенском районе, быть может, относится лишь найденное у с. Сибирячиха изваяние. По традиции эти изваяния называются «тюркскими бабами», хотя на самом деле это скульптурные изображения вооруженных воинов (рис. 13, 7). Очевидно, посещалась в это время и Денисова пещера, но выразительных материалов не сохранилось. Поскольку в это время Алтай был густо заселен, следы тюрок будут выявлены и по Аную, как это уже сделано по Чарышу, где в долине Сентелека найден один из самых крупных обнаруженных на Алтае фрагментов ценного пластинчатого доспеха лошади (рис. 13, 6, II), детали сбруи и различные украшения. На последних этапах существования тюркской культуры количество памятников постепенно сокращается. Их совсем мало в эпоху владычества монголов (XIII-XIV вв. н. э.) и в последующие века, вплоть до появления русскоязычного населения. Многие исследователи видят причины этого в постоянных войнах между соседними государствами, вовлекавшими в свои действия и население Горного Алтая. События, предшествовавшие присоединению Горного Алтая к Российской империи, как будто подтверждают это. Образовавшееся в 1635 г. на территории нынешнего Казахстана и Китая усилиями правителя Чоросского княжества Хара-Хулы (в алтайском эпосе Кара-Кула — олицетворение зла, завоеватель Алтая) Джунгарское ханство подчинило алтайцев. В начале XVIII в. Джунгария заставила заселявших левобережье Оби телеутов откочевать на юг в Джунгарию. После начала междоусобиц и войны с Китаем к 1758 г. основная масса населения как Джунгарии, так и Горного Алтая была уничтожена, умерла от болезней или была вынуждена откочевать в другие земли. По разным данным, погибло от 600 тысяч до миллиона джунгар и алтайцев [5; 18; 39]. Представительных поселений этого времени в Солонешенском районе не выявлено. Исключение составляет лишь многослойный памятник Денисова пещера. В относимых к гунно-сарматскому времени слоях пещеры были обнаружены характерные наконечники стрел со свистунками, концевая накладка на лук, пряслица и железный нож (рис. 13). К монгольскому времени (XIII—XIV вв. н. э.) отнесен клад железных изделий, включавший две подпружные пряжки, налобник узды, тесло, ножовочное полотно, обломки ножа, вилочки и котла (рис. 13, 1-4; [12]). В этих же слоях находилось значительное количество костей мелкого рогатого скота, косули и других животных, указывающих на сохранение в эпоху средневековья скотоводческого уклада жизни и охоты.

Вернуться к оглавлению"

Сайт создан в системе uCoz