Древнее прошлое Солонешенского района

Раннескифское время (VIII - начало VI в. до н. э.)

Становление кочевого скотоводства позволило человеку освоить под зимние пастбища ранее недоступные огромные безводные пространства степей, гор и полупустынь. Население этих природно-климатических зон резко увеличилось. Кочевниками создается новый род войск — кавалерия, просуществовавшая без особых изменений почти до наших дней. Несмотря на несовершенство седел и отсутствие стремян, маневренные соединения конных лучников представляли серьезную угрозу даже для крупных армий земледельцев. Уже в IX—VII вв. до н. э. кочевники создают раннегосударственные образования, складывается так называемая «скотоводческая цивилизация». Они нападают на Китай и на государства Передней Азии. Ранние скифы Средней Азии, среди которых были и продвинувшиеся позднее на Алтай сакские племена, приняли активное участие в разгроме Ассирии, доходили до Египта и, как писал в V в. до н. э. Геродот, даже владычествовали в передней Азией в течение 28 лет. До недавнего времени считалось, что в раннескифское время на Алтае и прилегающих территориях основным металлом продолжала оставаться бронза, а железное оружие и орудия труда широко распространились только в III—II вв. до и. э. В действительности железо прочно входит в жизнь кочевников уже в конце VII в. до н. э. хотя производство его на Алтае, по-видимому, еще не было налажено и доставлялось оно с юга. Железо высоко ценилось, использовалось, прежде всего, для изготовления оружия (мечей, кинжалов, иногда наконечников стрел) и престижных инкрустированных золотом украшений. В связи с этим следует сказать, что даже через полторы тысячи лет в VIII в. в Европе шлем стоил шесть коров, а меч — тринадцать. Особо качественное оружие и доспехи имели даже свои имена, стоили целое состояние и приобретались только наиболее богатой и влиятельно знатью. Такие изделия во все времена берегли и собирали после сражений. В захоронения эти вещи помещались редко. Даже в тюркское время в VI—IX вв. до н. э., когда на Алтае стальную броню имели не только воины, но и лошади, в захоронениях археологи находят только фрагменты или отдельные пластинки (рис. 13, 6). Социальная структура общества в VIII—VII вв. до н. э. также меняется. На первое место выдвигаются военные вожди, окружающие себя преданной дружиной. Они же возглавляют и народное ополчение в случае решающих сражений при защите своих земель или захвате чужих территорий. Вожди могли быть и верховными жрецами. Похороны таких предводителей («царей») производились с особой пышностью и с тщательным соблюдением обрядов. В них участвовали не только родственники, но и представители дружественных или зависимых народов. В Горном Алтае такие раннескифские могилы пока не исследовались, но в соседней Туве около 30 лет назад был раскопан огромный каменный курган Аржан (сооружен около 800 лет до н. э.) диаметром 120 м, в котором вокруг захоронения «царя» и «царицы» были погребены приближенные, конюхи, а в раздельных секциях найдены костяки более 160 жеребцов со сбруей — подношения участников похорон [8]. Существует предположение, что находящиеся в одной из камер-секций Аржана лошади являлись подношением союзников из Горного Алтая с плоскогорья Укок. Скифское время — время наивысшего расцвета материальной и духовной культуры кочевников Горного Алтая. К этому времени относится большинство древних поселений, создаются самые большие и грандиозные могильники и поминальные сооружения. В VIII—VII вв. до н. э. складывается замечательное скифское искусство, унаследованное средневековыми кочевыми народами Евразии и дошедшее до наших дней. Считается, что искусство этого времени было сакрализованным, то есть связанным с религиозными верованиями и мифологией. Большинство образов животных, людей или орнаменты осмысливались в зверином стиле как божества или существа потустороннего мира. При этом реалистичные изображения обожествляемых животных существовали одновременно с изображениями этих же существ, но в предельно стилизованной (схематизированной) форме (рис. 9, 4; 11, 8). В VII в. до н. э. в горах и предгорьях Алтая складываются две раннескифские культуры, каждая из которых была образована отдельными этнокультурными объединениями. Проживавшие в Горном Алтае племена бийкенской культуры (названа по могильнику Бийке на реке Катунь) погребали своих умерших в каменных ящиках почти у поверхности земли, головой на северо-запад. Ящики зачастую имели малые размеры (около 1 м в длину), и умершего укладывали скорченно в позе эмбриона в утробе матери. Вероятно, предполагалось, что погребенному человеку предстоит вновь родиться на этом или том свете. Вокруг ящика сооружалась насыпь, обведенная символическим кругом из крупных камней или в виде стенки. Рядом иногда устанавливались крупные каменные столбы-стелы или изваяния легендарных предков - оленные камни с намеченной шеей и поясом [22]. Около человека, но в отдельной яме или ящике, мог погребаться взнузданный конь, готовый, как считали древние, нести своего хозяина и в мире мертвых. Подавляющее число бийкенских захоронении ограблено или осквернено в древности, при этом иногда похищался череп погребенного для совершения над духом умершего неизвестных нам обрядов. Прилегающие к Солонешенскому району предгорья и равнины в начале VI вв. до н. э. были заселены вышедшими с территории Казахстана майэмирскими племенами (названы по могильнику Майэмир в Восточном Казахстане). В отличие от живших глубоко в горах биикенцев, хоронили они в довольно глубоких (до 2-3 м) ямах, вытянуто, головой преимущественно на север. По-иному, не отдельно, а в эту же яму укладывали 0а-рана и верного спутника - взнузданного коня (рис. 9,1,4). Керамика в могилы также не ставилась. В расположенном в 60-70 км южнее Солонешного долине Сентелека (Чарышский район) крупнейшем центре проживавших в предгорьях кочевников прослежено совместное проживание различных этнических групп из Горного Алтая и равнины. Здесь были найдены уникальные по сохранности остатки конской сбруи с удилами и псалиями (трензелями) VII - начала VI вв. до н. э., украшенной 148 бронзовыми изделиями, и различный инвентарь (рис. 9, 1, 4). Самые богатые сбруйные наборы находились с лошадьми в женских захоронениях. Интересно, что упомянутые курганы оставлены пришлыми племенами, проживавшими ранее на территории Казахстана и Северо-Западного Китая. Можно предположить, что территория Солонешенского района также являлась контактной зоной между горными и степными племенами. Однако раннескифские погребения или поселения здесь пока неизвестны. Несомненно, они будут выявлены, поскольку находки бронзовых изделии этого времени сделаны в Денисовой пещере и в устье Карамы (рис. V). погребение двух лошадей раннескифского времени с бронзовыми удилами, псалиями и, вероятно, роговой застежкой было исследовано возле с. Черный Ануй, находящегося всего в 6 км от Денисовой пещеры (рис. 9, 2, 3; [311]). В пещере найдено два бронзовых ножа с характерными кольцевым и полукруглым (в виде «арки на кронштейне») навершиями и отогнутым (хвостатым) острием и двухлопастной втульчатый наконечник стрелы. Там же найдена и трехжелобчатая каменная застежка (рис. 9, 5-7, 9). Такие изделия применялись для застегивания ремней сбруи, колчана, подвешивания на пояс различных предметов и оружия. Особенности хозяйства ранних кочевников VIII—VII вв. до н. э. изучены слабо, поскольку достоверных поселений майэмирской, бийкенской и других культур на Алтае пока не исследовано. Очевидно, как и в пазырыкское время, сохранялась сложившаяся в энеолите система сезонных перекочевок. Значительную роль играла охота. Возможно, в северных и северо-западных районах с мягким климатом часть населения занималась земледелием, но свидетельства тому отсутствуют. В это время достигает апогея бронзолитейное производство, основанное на месторождениях Рудного Алтай. Наиболее значительными по объему использованного металла, сложности изготовления и художественному оформлению были сбруйные наборы (рис. 9, 2-4). По тщательности и богатству исполнения они зачастую превосходят пазырыкские. Отдельные изделия из рога указывают на высокое мастерство резчиков по рогу (кости).

Вернуться к оглавлению"

Сайт создан в системе uCoz